В возрасте 8 месяцев малыш становится более активным и любознательным, его речь наполняется множеством новых звуков, а игры отличаются большим разнообразием – кроха интенсивно развивается. На этом этапе закладываются основы для дальнейшего формирования речи, моторики, психики и физиологии. Каждого заботливого родителя волнует вопрос: что должен уметь делать кроха? Все младенцы развиваются по-разному: кто-то к 8 месяцам уже пытается совершить первые самостоятельные шаги или произнести отдельные короткие слова, другие же продолжают передвигаться только ползком и лишь издают звуки. Однако существуют обобщенные нормы (обычно их описывают в специальных таблицах), характеризующие умения и развитие малышей.

Активность и физические способности
К 8 месяцам мышечная система ребенка становится крепче, а двигательные навыки – совершеннее. Большинству малышей удается удерживать равновесие, они приподнимаются и могут стоять, придерживаясь за опору. Если кроха падает на пол, не стоит бояться – он просто еще не понимает, как аккуратно присесть, его придется этому учить. Некоторым малышам к 8 месяцам еще не удается вставать на ножки, они даже ползают неуверенно, но поводов для беспокойства не должно быть – после 9 месяцев кроха окрепнет и всему научится. Обычно мальчики активнее ведут себя и быстрее растут, чем девочки.
В 8 месяцев у ребенка сформированы следующие навыки:
- большинство детей активно и уверенно ползают, а некоторые встают, опираясь ручками на какой-то предмет, пытаются делать маленькие шаги;
- малыш должен самостоятельно садиться из положения лежа и возвращаться без посторонней помощи в исходное состояние;
- сами переворачиваются с животика на спинку и обратно;
- дети могут хлопать в ладоши, махать взрослому ручкой;
- могут брать небольшие предметы, игрушки двумя пальчиками и удерживать их в руке;
- тянутся ручками за игрушками, показывают на предметы пальчиком;
- бросив игрушку, обязательно следят за ее траекторией взглядом;
- у малыша получается ставить игрушки (например, кубики) друг на друга, толкать их и тянуть или катить к себе;
- ребенок самостоятельно способен снимать носок с ноги;
- малыш откусывает и пережевывает мягкую пищу, пьет из кружки.
Эмоциональное развитие и коммуникация
На 8 месяце жизни происходит большой скачок в развитии психики ребенка (подробнее в статье: развитие и питание ребенка в 8 месяцев ). Теперь кроха ярче проявляет свои эмоции, стремится к контактам с окружающими, лучше распознает интонацию и речь.
Основные навыки малыша:
- в этом возрасте роль мамы в жизни малыша значительно возрастает, он постоянно ищет ее глазами, остро переживает разлуку с ней, никто из родственников не способен заменить ее крохе;
- ребенок быстро идет на контакт с другими людьми, если видит их доброжелательность, улыбается им в ответ, тянется ручками;
- остро реагирует на громкие звуки, иногда даже пугается, услышав их;
- проявляет живой интерес к новым предметам, показывает на них пальчиком (если не получается дотянуться), пытается взять их, пощупать или погладить, стремится открыть шкафы, холодильник, окно;
- кроха теперь сам может находить себе занятия и уделять им некоторое время, если ребенка отвлечь, то через несколько минут он возвращается к прежней игре;
- малыш лучше отзывается на просьбы, различает интонации, может обижаться на запреты;
- способен видеть и узнавать предметы под разным углом зрения и на расстоянии;
- ребенку удается управлять и манипулировать предметами, игрушками, он с легкостью различает их по цвету, форме, фактуре;
- малыш с интересом смотрит на свое отражение в зеркале, улыбается ему;
- для ребенка на данном этапе важно чего-то добиться и достичь цели, он остро реагирует на неудачу или наоборот радуется своему успеху, задача родителей – поддерживать кроху и подбадривать его похвалой;
- появляются первые манипуляции близкими, но родителям необходимо правильно реагировать на них – не поддаваться и объяснять крохе, что существуют и запреты.


Сводная таблица базовых умений малыша в 8 месяцев
Сфера развития | Что происходит? |
Двигательная активность | Держась за опору, пытается вставать на ножки, сидит хорошо, не теряя равновесие. Подолгу ползает, изучая пространство вокруг. |
Действия с предметами | Подолгу играет с игрушками. Если обе ручки заняты, а взрослый дает малышу еще одну игрушку, то бросает ненужную, чтобы взять то, что дают. Любит вынимать детали, снимать крышечки, вынимать предметы из коробки. Знает и показывает такие действия, как «пока» и «ладушки». |
Навыки | Пьет из чашки, которую держит взрослый. При этом сам старается придерживать ее. Ест кусочек фрукта или хлеба, держа в его в руке. |
Эмоции | Расположение к окружающим пропадает. Наступает кризис 8-ми месяцев: обостряется чувство привязанности к близким членам семьи, других воспринимает настороженно и застенчиво (подробнее в статье: детские кризисы до года). При этом от родных ждет сотрудничества: хочет, чтобы ему все показывали-рассказывали, подносили к интересующим вещам. |
Речь | Громко и четко произносит серии слогов (ай, аля, хэ, адять, адеде, бидеде, баба). Но соотнесения слогов с определенными понятиями еще нет. |
Интеллект | Действия носят целенаправленный исследовательский характер. Учится предвосхищать события. По несколько раз пробует сделать то, что не получилось. В 8 месяцев у малыша усиливается чувствительность к звуковому сопровождению: голосу мамы, музыке. |


Как понять, что кроха развивается правильно?
С целью убедиться в том, что развитие ребенка соответствует нормам, родители могут провести тест:
- младенец должен различать и узнавать на фотографиях родителей и близких, пытаться назвать их, произнося слоги;
- если положить рядом с малышом небольшой предмет, тот должен ухватить его двумя пальчиками;
- во время игры в прятки кроха, увидев лицо взрослого, обрадуется ему и рассмеется;
- при попытке забрать игрушку, которую малыш держит в ручке, тот предпримет усилие, чтобы вернуть ее себе;
- у ребенка в таком возрасте одинаково хорошо развиты обе ручки, когда он в одной руке держит игрушку, можно дать ему еще один предмет, и кроха попытается схватить его другой рукой;
- если сидящего младенца накрыть пеленкой, он попытается снять ее с себя;
- в 8 месяцев малыш умеет копировать действия других людей, повторяет за ними движения;
- когда малыш лежит в кроватке, можно показать ему игрушку на расстоянии, он должен потянуться за ней, самостоятельно привстать и сесть;
- если крохе назвать несколько знакомых ему предметов, тот начнет их искать глазами и указывать на них жестами.
Родителям обязательно стоит забеспокоиться и обратиться за помощью к специалистам, если в 8 месяцев малыш:
- не стоит на ножках, когда его придерживают или под руками есть опора;
- не садится, не ползает, не способен переворачиваться и не старается встать;
- не произносит отдельные звуки, не «агукает», на лице не проявляются эмоции;
- не тянется к предметам, которые ему дают, не удерживает их пальчиками, не умеет перекладывать их одной руки в другую.


Подведение итогов
К возрасту 8 месяцев большинство малышей умеют пользоваться жестами для общения – например, показывают пальчиком на интересующую их вещь, тянутся за нужными им предметами. Кроха начинает проявлять повышенное внимание к окружающему пространству: активно ползает, хватает ручками все, что ему попадется, и засовывает это в рот. Родителям необходимо следить за безопасностью, обращая внимание на некрупные предметы, которыми ребенок может подавиться. У малыша хорошо получается удерживать мелкие вещи и игрушки, зафиксировав их между большим и другими пальчиками (противостояние большого пальца).
К этому возрасту ребенок способен узнавать родителей и других близких, отличать их лица, тогда как появление незнакомых может вызвать у него испуг или плач. К чужим людям младенцы относятся настороженно, но могут и улыбнуться, заметив хорошее отношение к себе. По отношению к каждому взрослому малыш уже выстраивает свою линию поведения.
Речь ребенка обогащается новыми звуками, некоторые даже произносят слоги и подобия слов. Малышу нравится слушать сказки, стихотворения, потешки, песни. Родителям на этом этапе необходимо побольше общаться с ним, проговаривая каждое свое действие, рассказывая об окружающих вещах: игрушках, еде, одежде. Все слова должны произноситься правильно и полностью, так как кроха запоминает новую информацию. Эти же рекомендации дает в своих видео-беседах доктор Комаровский.